Сыновья Якова Васильевича, Терентий и Анисим, с младых лет помогали отцу -- как в кузнечном деле, так и в более сложных делах, касающихся его предприятий. Это и наследственная хватка привели к тому, что в 1832 году Терентий Яковлевич, старший сын Якова Васильевича, приобрёл производство в Дулево -- завод купца Сафронова с умелыми мастерами, производившими качественный фарфор, и живописцами, владеющими рецептурами ярких сочных красок и умеющими расписывать методом “крытья” -- сплошного покрытия изделия краской. Получив в распоряжение налаженное производство, Терентий Кузнецов не удовлетворился имеющимся, а начал развивать и расширять виды продукции и способы росписи фарфора. На протяжении первых двадцати лет он находился в поиске подходящего стиля -- вместо того, чтобы идти по стопам отца и продолжать безыскусную гжельскую роспись, сперва он сделал упор на благородную простоту и изящество позолоты и белоснежного фарфора. Этот стиль не нашёл отклика среди целевой аудитории тех времён -- крестьянам нужна была недорогая и скромно расписанная посуда, купечество же предпочитало яркие до аляповатости богатые рисунки.
Прощупав вкусы потенциальных покупателей, Терентий Яковлевич сделал ставку на самобытность и непосредственность, традиционный русский стиль и ручную работу, придающие изделиям неповторимую душевность. Художницы производства были в основном из близлежащих деревень, где имя Агафья было одним из самых распространённых, и вряд ли кто-то мог знать о самобытности и душевности больше, чем они. Талантливые от природы, они часто пели за работой, и по цеху разливались традиционные русские песни. Не привыкшие к кистям, они рисовали пальцами, создавая тем самым совершенно новые вариации привычных цветных узоров. Яркие четырёхцветные розаны, нарисованные руками, прозвали “агашками”, а сам стиль с любовью называли “трактирным” -- трогательно наивный и простой, близкий к народу и в то же время завораживающе красивый и душевный. Именно “агашки” стали первым шагом к нарастающей популярности Дулевского фарфорового завода, визитной карточкой, выделяющей его из прочих.
Пика своего развития Дулевский фарфоровый завод достиг при внуке Терентия Яковлевича Кузнецова -- Матвее Сидоровиче. Он оснастил производство импортным французским оборудованием, наладил выпуск по-настоящему изысканного фарфора, который поставлялся к российскому императорскому двору, и недорогих качественных изделий, которые могли себе позволить все слои населения. В 1889 году Матвей Кузнецов основал “Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий” своего собственного имени, ставшее за девять лет самым крупным в Европе -- на его фабриках производилось две трети российского фарфора. Ещё через пять лет Матвею Кузнецову было пожаловано звание поставщика Двора Его Императорского Величества -- воистину его прадед гордился бы, узнав, каких успехов достигли потомки.
Для оптимизации производства Матвей Кузнецов использовал только появившийся тогда “деколь” -- способ машинного нанесения рисунка на изделие. Это был рискованный шаг, грозивший снижением уровня качества рисунка, но мастера Дулевского фарфорового завода скомбинировали методы и дополняли трафареты деталями ручной росписи, что помогло сохранить изюминку производимых изделий. В то же время Матвей Сидорович заботился о сохранении уровня качества росписи и отправлял перспективных мастеров в Строгановское училище и школу Общества поощрения художников за счёт предприятия; также он приглашал на работу именитых художников (например, на заводе некоторое время работал Михаил Александрович Врубель). Этот период замечателен так же широким экспортом продукции завода, поспособствовавшим распространению и популяризации традиционного русского стиля.
В советское время завод был национализирован и перешёл под крыло власти. Наследники Кузнецовской фарфоровой династии переехали в Латвию, где продолжили своё дело, а предприятие было переименовано в Дулевский фарфоровый завод имени газеты “Правда” и круто переменило творческий курс. Исконно русские тематики росписи частично уступили место советским символам — серпу и молоту, революционным лозунгам, ярким контрастным краскам, сопутствующим тем временам. В то же время ряд талантливых мастеров работал в качестве учителей нового поколения художников для сохранения традиционных особенностей росписи, так выделявших Дулевский фарфоровый завод среди прочих. Стоит отметить вклад заслуженного художника РСФСР Петра Васильевича Леонова, на протяжении сорока лет бывшего ведущим художником-керамистом завода. Примечательно, что работа на Дулевском фарфоровом заводе была первым в его жизни опытом столкновения с фарфором и в то же время -- самым успешным. Переломным моментом стала Всемирная выставка в Париже 1937 года, на которой завод получил Гран-при, а работы его мастеров -- девять золотых и семь серебряных медалей, что принесло предприятию международное признание.
Из-за отлично отлаженной работы завода восстановление после войны заняло едва ли пять лет. Все последующие годы стили, в которых расписывались изделия, всё множились; базой оставался тот самый традиционно русский размах и душевность, но мастера также пробовали работать и в нежных пастельных, и с простым геометрическим рисунком. В 1958 году завод повторил довоенный успех, но уже на Всемирной выставке в Брюсселе; Гран-при взяла работа Алексея Сотникова “Сокол”, впоследствии ставшая (в упрощённом варианте) логотипом завода.
На данный момент Дулевский фарфоровый завод является крупнейшим фарфоровым заводом России. Он производит как изделия для широкого потребления, так и изысканные фарфоровые изделия полностью ручной работы класса люкс. С 2012 года, когда завод перешёл в частное владение, и до сей поры активно внедряются инновационные технологии, модернизируется оборудование и оптимизируется рабочий процесс предприятия, что позволяет ему оставаться одним из самых востребованных производителей фарфора на международном рынке.