Золото

Из крайности в крайность: какие бриллианты ценятся выше?

2021-06-10 10:53

Из крайности в крайность: какие бриллианты ценятся выше?

Сегодня

Данный материл подготовлен специалистами spb-zoloto.ru.
У нас Вы можете бесплатно оценить ваше изделие с бриллиантами и получить профессиональную экспертную оценку геммолога.

Ни для кого не секрет, что чистота бриллианта является одним из самых важных критериев его ценности. Полностью бесцветные бриллианты -- огромная редкость; менее 1% из всех добываемых камней можно назвать бриллиантами “чистой воды”. Геммологический институт Америки (Gem Institute of America, сокращённо -- GIA) разработал систему квалификации цвета прозрачных бриллиантов, ставшую общепринятой по всему миру и получившую своё имя по аббревиатуре названия института. Ради удобства категории обозначены буквами алфавита:

  • категория D -- совершенно бесцветный камень;
  • категории E-F -- практически бесцветный камень (с очень лёгким оттенком цвета, незаметным невооружённым глазом);
  • категории G-H -- почти бесцветный камень (оттенок всё ещё сложно заметить без специальных устройств, но он уже более выраженный);
  • категории I-J -- почти бесцветный камень с лёгким оттенком (заметен без дополнительной оптики при тщательном рассмотрении);
  • категории K-L -- небольшой заметный оттенок;
  • категории M-Z -- очень лёгкий оттенок, вполне различимый невооружённым глазом.


Эта шкала чистоты относится только к прозрачным бриллиантам. Но существует ещё одна разновидность камней, ещё более редкая и ценная, чем камни чистой воды -- так называемые фэнтезийные (“fancy”), или цветные, бриллианты. Они по шкале GIA не оцениваются -- их классификация лежит в диаметрально противоположной плоскости и выглядит скорее как описание, нежели как набор букв, обозначающих определённые критерии.

Чаще всего оттенок, упоминающийся в шкале GIA, является жёлтым, слегка бежевым или светло-коричневым. В то же время прозрачный бриллиант категории Z, даже несмотря на то, что его оттенок могут назвать насыщенным жёлтым, не является цветным бриллиантом и даже внешне разительно отличается от самого бледного цветного жёлтого камня.

Как появляются цветные бриллианты?


Для того, чтобы понять, почему бриллиант может обрести натуральный цвет, необходимо обратиться к самой сути процесса появления алмаза. Камень формируется как результат кристаллизации молекул углерода под высоким давлением, как правило, под землёй. Если в ходе кристаллизации в молекулы не попадёт ни единой примеси, что по понятным причинам случается невероятно редко, алмаз получится абсолютно чистым и прозрачным, без мути и примесей цвета -- тот самый эталонный камень чистой воды категории D.

Отсутствие каких бы то ни было примесей помимо углерода также сообщает молекулярной структуре камня идеальную однородность, что позволяет ему отражать свет максимально полно и ярко -- такой камень будет сверкать и искриться.

Если же говорить о бриллиантах с примесями (то есть о 99,999% бриллиантов), самой частой примесью к углероду является азот. В зависимости от концентрации азота и его атомной структуры меняется цвет алмаза -- парные соединения азота не влияют на цвет, но разнородные соединения, так называемые конгломераты, придадут камню ту или иную степень желтоватого или коричневого оттенка. Оба этих варианта структуры азота применимы к прозрачным камням. Цветные же бриллианты (ярко-канареечного или насыщенного коньячного цвета) получаются, когда атомы азота не образуют ни пар, ни групп, а распределены по всей углеродной сетке равномерно или же относительно равномерно.

Итак, азот (за исключением одного варианта) придаёт алмазу жёлтый цвет. Но что же насчёт остальных оттенков?

Если мы продолжаем говорить о примесях, можно выделить несколько наиболее характерных веществ, придающих цвет углероду:

  • марганец -- розовый оттенок;
  • водород -- серый оттенок;
  • алюминий -- голубой оттенок;
  • бор -- синий оттенок;
  • хром -- зелёный оттенок;
  • литий -- жёлтый оттенок;
  • железо -- коричневый (и коричнево-красноватый) оттенок.

Синие бриллианты с примесями бора являются самыми редкими из всех фэнтезийных -- на их долю приходится около 0,1% всей добычи. К слову, это единственные алмазы, обладающие свойствами полупроводника.

Помимо примесей, цвет алмазам могут также придавать аномалии структуры, возникающие ввиду деформации углерода при давлении. Также структурные изменения могут появляться под воздействием радиационного излучения -- такие алмазы обычно имеют зелёный цвет и стоят особняком по редкости даже среди фэнтезийных камней.
Редкость и ценность цветных бриллиантов в немалой мере обусловлена также тем, что цвет камню, как можно заключить из вышесказанного, придают или примеси, или деформации -- вмешательство в молекулярную решётку камня; вследствие этого в камне могут появиться дефекты: трещины, помутнения и наслоения. Далеко не каждый цветной алмаз поддаётся обработке и может превратиться в прекрасный фэнтезийный бриллиант.
Существуют также бриллианты, цвет которым придаётся искуственно (так называемые “облагороженные” бриллианты). Они обрабатываются по методике HPHT (‘high pressure, high temperature’ -- высокое давление и высокая температура), с помощью которой можно как очистить желтоватый бриллиант, так и придать цвет прозрачному. Разумеется, ценятся они намного ниже натуральных фэнтезийных камней, но некоторые действительно искусно сделанные камни на вид практически не отличаются от натуральных и выдают своё происхождение лишь на геммологической экспертизе. Обезопасить себя при инвестициях в натуральный камень можно с помощью сертификата, выдаваемого геммологами.

Что влияет на ценность фэнтезийных бриллиантов?

Бесцветные бриллианты оцениваются по четырём равноважным характеристикам, имеющим в профессиональной среде обозначение 4С: каратность, чистота, цвет и огранка. Цветные же бриллианты классифицируются с помощью определения их оттенка, насыщенности цвета, яркости (от светлого до тёмного оттенка) и однородности распределения цвета. Все эти факторы относятся напрямую к цвету, и цвет же определяет многие иные параметры; так, огранку для фэнтезийного бриллианта выбирают, исходя из того, как она подчеркнёт его цвет.

Классификация цветного бриллианта является делом тонким и полным нюансов. Например, оттенок цвета обычно обозначается консилиумом геммологов во избежание субъективной оценки; требуется невероятная кропотливость, чтобы дать максимально точное описание оттенка и отличить, например, голубовато-зелёный от зелёного, а синий -- от зеленовато-синего. При определении насыщенности цвета мы вновь возвращаемся к шкале оценки (также разработанной Геммологическим институтом Америки) и классификации по категориям:

  • незначительный (faint) -- наименее насыщенный оттенок цветного бриллианта. Близок к прозрачному бриллианту категории Z;
  • очень слабый (very light) -- едва различимый цвет;
  • слабый (light) -- бледный, но определимый цвет;
  • фантазийный светлый (fancy light) -- выраженный цвет, различимый невооружённым глазом;
  • фантазийный (fancy) -- различимый и легко определимый цвет;
  • фантазийный интенсивный (fancy intense) -- соответственно, интенсивный цвет;
  • фантазийный яркий (fancy vivid) -- наиболее сочный и ярко выраженный цвет. Самая редкая и ценная разновидность;
  • фантазийный густой, или насыщенный (fancy deep) -- плотный и глубокий цвет, более тёмный, чем предшествующие категории;
  • фантазийный тёмный (fancy dark) -- наиболее тёмный оттенок; для невооружённого глаза выглядит, как фантазийный яркий через солнечные очки.

Первые три категории имеют довольно сомнительную ценность, так как внешне слабо отличаются от обычных бриллиантов нечистой воды, если мы говорим о жёлтом, коньячном или коричневом цветах. В то же время оправленные в подчёркивающие оттенок металлы холодных оттенков иные цвета, например, голубой или розовый, хоть и имеют меньшую стоимость, чем их более насыщенные собратья, выглядят весьма элегантно и пользуются спросом на рынке ювелирных изделий.

Есть и другие шкалы оценки, разработанные частными ритейлерами бриллиантов -- например, оценка насыщенности от 1 до 10, используемая Leibish&Co, где 1 -- это бледный цвет (fancy light по шкале GIA), а 10 -- самый яркий (fancy vivid по шкале GIA).
Чаще всего у фэнтезийного бриллианта, помимо доминирующего цвета, будет свой особый оттенок. В этом случае характеризоваться он будет с помощью составного прилагательного, где преобладающий оттенок будет основным (серый, коричневый), а второстепенный обычно как бы прикладывается к нему, имея окончание ‘-тый’, например, розоватый серый, красноватый коричневый (в англоязычных обозначениях будет характерное окончание ‘-ish’ — reddish brown). Если два основных оттенка одинаково выражены, то в названии будут они оба без специальных окончаний (например, коричневый серый или brown grey). С помощью таких составных описаний и шкалы интенсивности можно понять, как выглядит бриллиант, даже не видя его фотографии.
Есть ещё особый, достаточно спорный подвид цветных бриллиантов — чёрные бриллианты.

Зачастую сырьё для них ввиду сложной примеси — чаще всего графит или гематит — является очень ломким, сложным в обработке, такие бриллианты будут хрупкими и ломкими при огранке и постоянной носке. Всё дело в структуре — она состоит из мелкозернистых неправильных обломков кристаллов, и даже достаточно крупный алмаз при обработке может выдать в лучшем случае несколько небольших чёрных бриллиантов, если вообще окажется достаточно прочным для какой бы то ни было огранки. Чёрные бриллианты, в отличие от всех их собратьев, непрозрачны. Это значит, что свет будет отражаться только от их поверхностей, а значит — никакого сверкания и игры, возникающих в голове сразу, когда речь заходит о бриллиантах. Тем не менее, если сырьё позволяет произвести хотя бы несколько достаточно хорошо огранённых камней, на них найдётся свой покупатель — чёрный бриллиант выглядит достаточно стильно, более доступен по цене и активно вводится в моду на протяжении последних десятилетий.

Всё вышесказанное не относится к огромной редкости — чёрным бриллиантам без примесей, получившим такую окраску ввиду уже известных нам аномалий структуры. Такой камень будет пропускать свет и играть, он достаточно прочен для любой огранки, и таких бриллиантов по всему миру — десятки, если не единицы, и стоят они баснословных денег ввиду своей редкости и необычайной, действительно завораживающей красоты.