Золото

Фабрика братьев Грачевых

Фабрика братьев Грачевых


undefined

Данный текст подготовлен специалистами spb-zoloto.ru.
У нас вы можете дорого продать изделия фабрики братьев Грачевых и другие антикварные изделия.

Фабрика братьев Грачёвых была основана в 1866 году. Правда, тогда о братьях в названии не было и слова — у истоков всего стоял отец тех самых будущих братьев, Гавриил Петрович Грачёв, и называлось предприятие соответствующе — «Фабрикант серебряных и золотых изделий Грачев». Желание продвигать свой личный бренд вполне объяснимо — долгое время Гавриил Петрович трудился на фирме «Гассе», где отточил своё мастерство и поднаторел в ведении собственного бизнеса.

«Бр. Грачевы. Фабриканты серебряных изделий» — это Михаил, Семён и Григорий Грачёвы, сыновья Гавриила Петровича. После смерти их отца в 1873 году они продолжили его дело — и вполне успешно; если ранее продаваемые изделия имели личные клейма мастеров, то с 1889 года у завода появилось собственное клеймо — «БР. ГР». В 1892 году предприятие Грачевых стало придворным поставщиком и получило эксклюзивное право ставить на свои изделия клеймо в виде государственного двуглавого орла.

undefined

Помимо троих братьев, стоявших у истоков, в пайщиках фирмы было ещё пятеро: Алексей, Николай, Гавриил, Пётр и Иван. Они вносили посильный вклад в развитие лавки, принесшей бренду первую известность, и в 1900 году то, что начиналось как скромная лавочка, стало (под руководством Михаила Грачева и остальными братьями как вкладчиками) торговым домом «Братья Грачевы».

Дела производства также шли в гору. Уже к 1895 году численность штата фабрики насчитывала 87 человек, а её годовой товарооборот вышел на постоянный уровень от 125 тысяч рублей.

Братья сконцентрировались на серебряных изделиях, преимущественно 84 пробы. Следуя тенденциям того времени, мастера фабрики Грачевых довольно много работали с эмалью — вырезали на серебре или золоте изящный узор или изображение и покрывали его тонким слоем полупрозрачной эмали, а так же украшали эмалевыми дробницами и одни из немногих в Петербурге использовали методику эмали по скани (сканая проволока — перевитая проволока из драгоценного металла, напаиваемая на поверхность изделия в качестве перегородки при создании орнамента или рисунка; затем отдельные секции заполняют эмалью, завершая тем самым рисунок). По сути, именно грачевское производство внесло огромный вклад в популяризацию этой методики — помимо стандартной техники с относительно высокими проволочными перегородками и достаточно яркими цветами мастера фабрики Грачёвых создавали ставшие впоследствии визитной карточкой фирмы искусные плоские узоры паутинчатой скани, покрываемой бледной, полупрозрачной эмалью в преимущественно желтоватых и зелёных оттенках.
undefined

Большое влияние на стиль производства оказало также сотрудничество Грачёвых с церковью (немалую часть изделий составляют оклады для икон, подсвечники, футляры и даже сами иконы). Также мастера довольно часто обращались к историческим источникам в поисках вдохновения — и нередко перевоплощали их в собственном, неорусском видении, за что иногда подвергались нападкам и обвинениям в копировании.

Во избежание этого грачёвские мастера иногда использовали технику витражной эмали, только вошедшую тогда в обиход, при этом оставаясь верными традициям старой русской школы — как в классических техниках, так и при выборе мотивов для изделий и орнаментов.

Фабрика просуществовала до 1918 года — ориентированная на царский двор и церковь, после революции она была не в состоянии продолжать функционирование. За эти годы произведения грачевского производства завоевали множество наград — первое место по всей Российской Империи в Нижнем Новгороде в 1896 году; бронзу в 1893 и золото в 1889 и 1900 годах в Париже; золотую медаль на Станиславской ленте в Копенгагене, одни из наивысших оценок в Чикаго — весь мир оценил по достоинству мастерство и красоту изделий фабрики Грачева.

За века признание и любовь, пройдя испытание временем, лишь окрепли, и до сих пор образцы творчества грачевских мастеров ценятся весьма высоко.