Золото

Царское золото

Непривычная нам двузначная проба -- явный показатель старой системы оценки золота, но откуда это пошло?

Как и большинство нововведений царской эпохи, это заслуга Петра Первого. Молодому царю досталась страна довольно запущенная и без явной систематизации -- особенно ярко это проявлялось в монетной и ювелирной промышленности: многие монеты имели разный вес, качество золота не было систематизировано, а до 1733 года у изделий и вовсе не было пробы.

Пётр обратился к английской системе измерения, а именно -- к фунтам. Один фунт включал в себя 96 золотников, соответственно, проба золота вычислялась, исходя из девяноста шести долей, а не привычных нам ста. 56 проба означает количество частей золота на фунт, соответственно, ещё 40 было отведено под разного рода лигатуры (примеси, используемые для большей крепости металла). По соотношению из современных проб ближе всего к царской пробе пятьсот восемьдесят пятая.

undefined

В качестве лигатур чаще всего использовались:

  • серебро -- как довольно мягкий металл практически не влияло на прочность сплава, но придавало благородную бледность золоту;
  • никель -- укреплял сплав, заметно, но не слишком значительно влиял на цвет, добавляя белизны;
  • латунь -- влияла на крепость и цену сплава, делая его доступней для покупки;
  • цинк -- укреплял сплав; не влиял на цвет, но наряду с латунью и никелем позволял создать плетёный орнамент на ювелирном изделии.
  • медь -- сообщала золоту красноватый оттенок и придавала большую прочность;
  • палладий -- замечателен своими свойствами: сплавы с ним менее подвержены воздействию агрессивных веществ, устойчивей к мелким повреждениям; составы с палладием, благородным металлом платиновой группы, стоили ощутимо дороже.

Также иногда в сплаве использовалась платина (придавала благородный оттенок, но делала изделия слишком дорогими) и олово (ковкое, гипоаллергенное, но непрочное и не самое доступное).

Большое количество тщательно подобранных под каждое изделие лигатур с опорой на их свойства делает царское золото 56 пробы популярным и актуальным до сих пор. Помимо исторической ценности, к которой мы ещё вернёмся, царское золото обладает рядом иных свойств, делающих его столь ценными:

  • ковкость и пластичность сплава, позволяющая исполнение самых необычных и сложных украшений;
  • возможность варьировать оттенки металла в зависимости от желаемого эффекта;
  • твёрдость и неподверженность деформации;
  • высокая прочность и долговечность изделий при надлежащем уходе.

Самыми крепкими будут являться сплавы, содержащие большое количество латуни, никеля и цинка; наиболее благородный бледный оттенок придадут серебро, платина и в меньшей степени -- палладий.

Что же больше всего влияет на цену изделий из царского золота?

Дело не только и не столько в составе сплава или процентаже самого золота. Даже вес не является основополагающим фактором при оценке, хотя и является, безусловно, значимым критерием.

Самую важную роль играют три фактора:

  1. Антикварная ценность. Именно этим -- своим возрастом, сохранностью на протяжении стольких лет, а так же стоящей за ними историей так ценны изделия из царского золота. Стоит обратить внимание на клеймо -- но не только для того, чтобы уберечься от подделок: до 1897 года использовалось выпуклое клеймо, достаточно непривычное современному глазу. Вещи с таким клеймом стоят в разы больше, чем их более молодые аналоги, даже при прочих одинаковых свойствах.
  2. Отметка ювелира. Вещи авторства именитых мастеров царской России могут стоить в пять-семь раз больше, чем такие же, но безымянные изделия.
  3. Вкрапления драгоценных камней и искусность ювелирной работы. В отличие от современных украшений, при недостатке эстетичности годных на лом и переплавку, царское золото не подлежит каким-либо переменам во избежание утраты исторического значения.

Также на стоимость изделия, пускай и в меньшей степени, влияют такие факторы, как общий вес, прежние обладатели украшения, рыночная стоимость грамма золота, сохранность изделия и, конечно же, состав сплава. Специалисты оценивают совокупность свойств украшения, в первую голову ставя историческую ценность, поэтому в любом случае перед продажей стоит прибегнуть к их помощи.

Если же вы планируете, напротив, приобрести украшение из царского золота, существует несколько факторов, на которые стоит обратить внимание:

  • подлинность приобретаемого товара: паспорт, или бирка, должны быть заполнены корректно, содержать данные об изготовителе, пробе металла, весе и цене, а так же название изделия и данные того, кто его оценивал. Более того, в случае с исторически значимыми изделиями стоит покупать их у антикваров, реже или при обязательном участии специалиста -- у частных лиц или же в ломбардах; стоимость в двух последних случаях может быть ниже, но шанс нарваться на подделку существенно возрастает.
  • сохранность изделия: отсутствие видимых повреждений, мелких трещин и царапин, сколов и потёртостей на поверхностях; также рекомендуем воздержаться от покупки очевидно ненадлежаще хранимых украшений, которым не оказывался должный уход -- подлинное царское золото является ценной инвестицией, и его, как правило, бережно обрабатывают и очищают.
  • качество изготовления и шлифовки изделия -- как мы уже выяснили выше, оно непосредственно влияет на стоимость, и во избежание переплат оценка должна быть адекватной и многократной.

Наши специалисты spb-zoloto.ru помогут Вам оценить изделие и предложат выгодную цену покупки.