Текст подготовлен специалистами портала spb-zolota.ru
Долгое время бытовало мнение, что цвета золота могут варьироваться только в пределах жёлтого спектра -- иногда бледного, если речь идёт о белом золоте, иногда с благородной розовинкой, иногда чуть более красного, но всё же этот металл стойко ассоциируется с желтизной. Как и в случае с бриллиантами, примеси иных материалов и иные новейшие методы способны придать золоту совершенно невероятные, фэнтезийные цвета, недавно начавшие входить в моду. Ниже мы рассмотрим некоторые из них, а так же приоткроем завесу тайны над способами их создания, их плюсами и минусами.
ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО Кольцо из черного золота с черными бриллиантами
Словосочетание, ранее ассоциировавшееся с нефтью, всё прочнее входит в наш обиход в своём буквальном значении. Чёрное золото смотрится лаконично и стильно, не отдаёт желтизной, в отличие от его предшественника в этой сфере -- белого золота, примеси для его создания более доступны, нежели платина и родий. Ввиду необычной структуры и оттенка чёрное золото выглядит невероятно элегантно в сочетании с другими видами и цветами золота, другими металлами -- для создания ювелирного шедевра подчас даже не требуются драгоценные и полудрагоценные камни.
Впервые чёрное золото как сплав было представлено в Швейцарии в начале двухтысячных годов. В его составе -- семьдесят пять частей золота, пятнадцать частей кобальта и десять -- хрома. Вариации лигатур позволяют добиться разных оттенков -- от глубокого чернильно-чёрного (за счёт кобальта) до мягкого оливкового отлива (благодаря хрому). После сплавления металлов поверхность проходит процесс окисления при температуре от 700 до 950 по Цельсию. Этот способ придания оттенка золоту является (в отличие от напыления или родирования, о которых речь пойдёт ниже) глубинным, цвет изделия не изменится, не потускнеет и не облезет. Проблемой такого рода метода является сложность обработки полученного металла; сплав является довольно хрупким и требует бережного обращения и носки. Впрочем, устойчивость к поверхностным повреждениям и царапинам за счёт кобальта будет повышенной относительно обычного золота.
Если окисление сплава, как относительно новый метод, ещё требует некоторых недоработок, то родирование металла -- или гальваническое электроосаждение -- способ, прошедший проверку временем и использующийся не только для придания цвета, но и для облагораживания уже имеющегося. Изделие покрывается тонким ровным слоем родия (реже -- рутения), придающего ему, в зависимости от толщины покрытия и выбранного материала, оттенок от светло-серебристого до антрацитово-чёрного и даже иссиня-вороного. Покрытие придаёт изделию, помимо желаемого оттенка, защиту от окисления, большую прочность относительно обычного золота -- плёнка родия защищает от поверхностных повреждений, царапин и потёртостей, а так же является гипоаллергенной и спасает изделие от воздействия реагентов.
“Нанесение” родия, возможно, представляется чем-то вроде окраски или же напыления металла на изделие, но процесс гальванизации -- куда более интересная штука. Предварительно подготовленное изделие -- отполированное, отшлифованное и обезжиренное для получения идеально ровной поверхности -- опускается в ванночку, где растворены соли родия. Далее через раствор пропускают электрический ток, что заставляет родий выделяться и оседать на единственном предмете, находящемся в ванночке -- золотом изделии. Ввиду редкости и сложности оборудования, используемого для гальванизации, а так же высокой стоимости сульфата родия -- благородного металла, относящегося к платиновой группе, -- этот способ сложно назвать экономичным, но он довольно широко распространён.
Ощутимый минус у этого способа чернения можно выделить только один, но он же и является самым весомым -- его конечность. Как и любое покрытие, родиевое (или рутениевое) от соприкосновения с окружающей средой неминуемо начинает стираться. При должном уходе и эксплуатации ювелирных изделий этот срок можно увеличить, но рано или поздно покрытие всё-таки придётся заменять. Отсрочить повторное покрытие можно с помощью нескольких нехитрых правил:
снимайте изделие, когда купаетесь, принимаете ванну или моете посуду (в случае, если оно будет контактировать с водой);
не подвергайте изделие воздействию химических элементов и реактивов;
храните изделие в отдельном от прочих украшений месте;
снимайте украшения с тела перед сном.
Плёнка также может быть повреждена под воздействием механических внешних факторов, поэтому следите за своими украшениями, не подвергайте их излишнему давлению и избегайте соприкосновения с твёрдыми острыми предметами.
Продолжая разговор о покрытиях и плёнках, нельзя не отметить напыление аморфного углерода. Чаще всего оно используется в часовой индустрии для покрытия большой площади, например, часовых браслетов. Как и гальванически полученная плёнка -- и даже в большей степени -- напыление не является износостойким и требует обновления, которому предшествует большая и трудоёмкая зачистка изначального изделия от остатков первичной плёнки.
Стоит также упомянуть самый инновационный и самый совершенный на данный момент способ чернения золота -- лазерный. На поверхности изделия создаются наноструктуры, способные полностью поглощать свет, за счёт чего украшение становится абсолютно чёрным снаружи. Эта технология является необычайно редкой ввиду малой доступности и редкости необходимого оборудования, соответственно, чёрное золото, полученное таким образом, ценится наиболее высоко.
КРАСНОЕ ЗОЛОТО Кольцо из красного золота со вставкой из белого золота с бриллиантами
Алый оттенок золота достигается соответствующим сплавом: к 58,5 частям золота добавляют 31,1 часть меди и 10,4 части серебра. Красный цвет сообщается медью, серебро несколько бледнит сплав, но делает его качество выше, предотвращая быстрое окисление металла. Зачастую в сплав для большей прочности добавляется никель. Красное золото замечательно тем, что состав его, сохраняя доступность на рынке металлов (за счёт относительно низкой цены меди), выглядит ярко, необычно и стильно. Пластичность и прочность металла 585 пробы (зачастую усиляемая никелем) не оставляет желать лучшего. Помимо прочего, красное золото является как и самостоятельным элементом украшения (очень эффектно смотрится в сочетании с другими металлами или даже золотом других расцветок), так и идеальной оправой для бриллиантов любой чистоты, оттеняя их в отличие от более бледных металлов, безжалостно выставляющих малейшую желтизну напоказ на контрасте. Сочетания розового золота и бриллиантов, более красных оттенков с изумрудами и зелёными полудрагоценными камнями считаются классическими среди ювелиров.
Кольцо из розового золота с розовым бриллиантом
Розовое и красное золото -- это, по сути, один и тот же сплав, но с разным процентажом никеля и серебра. Чем бледнее цвет, тем выше содержание никеля, что свидетельствует о большей пластичности и меньшей прихотливости металла. Сплавы с высоким содержанием меди, хоть и будут иметь насыщенный оттенок, очень легко и быстро окисляются, покрываются налётом, и их сложнее чистить. Особенно сильно медь реагирует на воду -- избегайте купания в украшениях из красного золота, особенно в солёном море. В остальном же сплавы отличает лишь внешний вид -- как отдельное украшение или в общей холодной гамме розовое золото будет выглядеть элегантней, зато более яркие красные оттенки превосходно смотрятся в плетении, сочетании с другими металлами и как часть экзотического образа, предполагающего яркие краски. Красное золото, как и прочее золото 585 пробы, довольно широко распространено, и возможность нарваться на низкокачественное изделие достаточно высока. При выборе украшения следует обратить внимание на следующие моменты:
процентаж содержания меди -- более 31-32% придадут изделию малоприятное свойство постоянно покрываться коричневатым налётом;
равномерность и насыщенность цвета -- он не должен быть чрезмерно ярким, в противном случае стоит узнать о методе придания цвета металлу; вряд ли создатели ограничилась в этом случае одной только медью;
если ранее у вас проявлялась аллергия при носке драгоценных металлов и сплавов -- стоит выбирать изделия с превалирующим количеством серебра и минимальным -- никеля. Также никель может быть заменён на палладий -- это делает изделие более дорогим, но полностью исключает возможность аллергичской реакции;
пробу и клеймо производителя, а так же паспорт изделия стоит проверять с экспертом -- зачастую имя мастера является гарантом качества;
материал должен переливаться на свету, не иметь потёртостей, царапин и шероховатостей.
БЕЛОЕ ЗОЛОТО
Кольцо из белого золота с бриллиантом
Ни для кого не секрет, что наиболее близким и доступным аналогом платине с её благородной бледностью, имеющим также инвестиционную ценность, является сплав, получивший название “белое золото”. Об эстетической составляющей изделий из белого золота можно судить бесконечно, равно как и об его способности заменить серебро и платину, поэтому мы сперва расскажем о технической составляющей вопроса, чтобы иметь понимание, за счёт чего достигается тот или иной визуальный эффект.
Для того, чтобы сплав получился бледным, не обладающим яркой насыщенностью жёлтого цвета золота, среди прочих лигатур должна присутствовать хотя бы одна разбеливающая составляющая. Золото хорошо разбеливается платиной, никелем, марганцом или палладием. У каждого из этих металлов есть свои плюсы и минусы -- так, всего 11% платины сделают сплав белым, он останется гипоаллергенным и будет являться благородным металлом, лёгким в обработке и беспроигрышным визуально, но стоимость такого сплава возрастёт в разы, и он будет очень мягким -- даже при ежедневной носке без экстремальных внешних воздействий изделие может погнуться и покрыться царапинами и вмятинами. Никель, напротив, стоит довольно недорого и очень хорошо укрепляет сплавы, но главным его минусом является его аллергичность -- по различным данным, аллергическая реакция на никель в той или иной степени встречается у 14-40% людей.
Если же вам повезло и вы не входите в состав аллергиков, никеля потребуется не менее десяти процентов, и к нему добавятся ещё пять процентов цинка. Стоимость сплава при этом существенно понизится, но он перестанет быть благородным -- для соблюдения этого условия требуется, чтобы, помимо золота, в сплаве присутствовал ещё хотя бы один драгоценный металл. Зачастую в сплав белого золота добавляют серебро. Палладий также может выступать в этой роли как благородный металл платиновой группы, но для разбеливания золота понадобится не менее двадцати двух процентов этого металла, что также ощутимо влияет на цену материала.
Итак, самым эстетичным, холодным и чистым будет сплав с высоким содержанием платины; изделия из такого металла станут идеальным обрамлением для камней чистой воды, подчеркнут мягкое тепло розовых бриллиантов или, в более бюджетных вариантах, розовых кварцев или аметистов (их фиолетовый оттенок на контрасте с желтизной золота может невыгодно подчеркнуть любой иной сплав с недостаточной чистотой и белизной металла). Великолепно смотрятся камни цвета речной или морской воды, бирюзовые и зеленоватые. Бриллианты же недостаточной чистоты, с определённой долей желтизны вряд ли выдержат сравнения с бледной оправой.
Но что же делать, если бюджет не позволяет инвестировать в столь дорогостоящий состав, а чистота и гипоаллергенность металла всё-таки являются приоритетными? Мы вновь можем обратиться к гальваническому способу покрытия изделий, или, проще говоря, родированию. В зависимости от выбранного цвета можно как сделать золото или его отдельные элементы чёрными, так и добавить благородства металлу, равномерно покрыв его тонким слоем холодного бледного родия. Как и в случае с платиновым сплавом, родированный металл, вне зависимости от состава, будет гипоаллергенным, а значит -- безопасным для носки. Единственным минусом будет необходимость периодически обновлять покрытие, частоту чего можно свести к минимуму при должном уходе и эксплуатации изделия.
ДРУГИЕ ЦВЕТА ЗОЛОТА В основном другие, более непривычные и даже фэнтезийные цвета золота получаются из интерметаллидов -- химических соединений некоторых металлов. Лишь один из цветов золота также получается в результате сплава -- зелёное золото; к сплаву золота, меди и иногда серебра добавляется кадмий в количестве от двух до четырёх (в зависимости от необходимой насыщенности цвета) процентов. Этот вид сплава является более чем экспериментальным и может повлечь за собой проблемы со здоровьем как носителя украшения, так и ювелира, работающего с этим сплавом, ввиду ядовитости кадмия. Изделия из зелёного золота, содержащего кадмий, не подлежат эксплуатации.
Интерметаллиды же -- явление в ювелирном мире довольно щекотливое. Во-первых, сама концепция химического соединения металлов подразумевает под собой тщательно выверенное их соотношение (стехиометрия). Любое отклонение от этого соотношения подразумевает потерю необходимого цвета. Также интерметаллиды являются достаточно хрупкими ввиду особенностей кристаллической структуры. Для понижения хрупкости возможны осторожные отклонения от стехиометрии, а так же добавления классических укрепляющих лигатур -- меди, палладия и серебра; всё это повышает прочность металлов, но делает цвет менее насыщенным и эффектным. Всё это, а так же низкая способность интерметаллидов сопротивления коррозии, делает их нечастыми гостями в ювелирных мастерских, а обладателей украшений из цветного золота характеризует как любителей рисковать. Кольцо из пурпурного золота с бриллиантом
Можно выделить два вида интерметаллического цветного золота: пурпурное и синее. Пурпурный, или фиолетовый, оттенок появляется в результате соединения золота с алюминием, синий -- с индием или же с галлием. Фиолетовое золото наиболее хрупко и уязвимо к любого рода повреждениям -- изделие из него может рассыпаться на кусочки от обычного удара; чаще всего используются лишь небольшие декоративные вставки этого металла, иногда -- в качестве замены драгоценным камням. Синее золото выдерживает большую нагрузку, но намного легче теряет цвет -- он априори не является достаточно ярко выраженным и ближе к сизому цвету крыла голубя; при повышении пробы металла до стандартной 585 синий цвет теряется совсем.
Кольца из синего золота
Для достижения поверхностного эффекта синего металла изделие можно покрыть золотом, а поверх него -- индием в соотношении одна часть золота к двум частям индия. После термообработки, когда два металла смешиваются, поверхность изделия приобретает синий оттенок.
Всё вышеперечисленное можно подытожить одним простым тезисом -- всё, что ранее казалось нам необычным и даже фантастическим, является, благодаря научному прогрессу, не только реальным, но ещё и вполне доступным каждому из нас. Мы надеемся, что благодаря всем аспектам, разобранным нами, вы не только облегчите выбор подходящего материала для своего идеального украшения, но и заинтересуетесь такой невероятно интересной темой и продолжите изыскания в увлекательном мире ювелирного дела вместе с нами.