Золото

Ленинградский фарфоровый завод

Ленинградский фарфоровый завод не всегда носил такое имя. С самого года своего основания -- 1744 -- и до революции 1917 года он был крупнейшим предприятием по производству фарфора в Российской Империи и звался Императорским фарфоровым заводом. При СССР предприятие не сбавило темпов производства -- напротив, перейдя под опеку Народного комиссариата просвещения, завод стал массово производить изделия уже под эгидой советской пропаганды. Даже дореволюционные запасы посуды спешно переделывались в соответствии с новым политическим строем, украшаемые пропагандистскими лозунгами и символикой. Хрупкие пасторальные пастушки превратились в рабочих и колхозниц, а вместо царских гербов на тарелках заалели серпы и молоты. 

Руководил графической составляющей на ЛФЗ русский художник Сергей Васильевич Чехонин -- получив художественное образование ещё при монархии и вынужденный даже уехать за границу, опасаясь политических преследований, после революции он вернулся к своей деятельности в новом векторе с удвоенной силой. Его можно назвать Маяковским от мира графики -- именно Чехонин создал так называемый “пролетарский стиль” практически с нуля, изобретя эстетику агитации, вплетённую в более привычные композиции и орнаменты. От ранних его работ с лозунгами на бортах тарелки он перешёл к необычайному разнообразию тематик -- как фольклорных, так и более актуальных в то время футуристических. Фарфор первых пяти лет советской власти называют “чехонинским”. Под руководством Чехонина работали такие именитые скульпторы и художники, как Казимир Малевич, Лазарь Лисицкий, Василий Кандинский, Наталья Данько и многие другие.

В 1925 году завод снова поменял своё название, сохранив, впрочем, аббревиатуру -- он стал называться Ломоносовским фарфоровым заводом. Причиной этому послужил юбилей Российской академии наук, решившей таким образом отдать должное одному из величайших русских учёных -- Михаилу Ломоносову. Неспроста -- ведь именно научный прогресс сделал возможным само появление первого российского завода по производству фарфора. Именно на этом предприятии впервые начали выпускать химический и технический фарфор, а в последующие годы разработали технологию выпуска костяного фарфора. 

В довоенный период в СССР появилась первая художественная лаборатория, возглавленная одним из учеников Казимира Малевича -- Николая Суетина, которого справедливо считают реформатором русского фарфора. К художникам, уже работавшим на ЛФЗ, добавились новые молодые таланты -- Анна Яцкевич, Иван Ризнич, Алексей Воробьевский и другие художники и графики. 
После войны и Великой Победы, одержанной в ней СССР, в творчестве особенно ярко проявились такие темы, как стремление к миру и счастью, любовь к бесценной жизни и переход к этапу истории, в котором больше не будет бедствий и кровопролитных потерь. Началось массовое производство статуэток мирных профессий -- работников и колхозников, спортсменов и артистов; было выпущено множество серий “Счастливое детство” и отдельных фигурок пионеров и школьников. Также много внимания уделялось анималистической теме. Практически в каждой советской квартире можно было обнаружить статуэтку с ЛФЗ. 

Но не только простые советские граждане любовались на творчество Ломоносовского фарфорового завода. Отдельные изделия заняли почётные места в Эрмитаже, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее и во множестве других крупных музеев всего мира, а так же в частных коллекциях. Да и изделия, радовавшие глаз наших бабушек и дедушек, до сих пор встречаются в обычных российских семьях -- практически в любой можно найти вазочку, чашку или тарелку с клеймом “ЛФЗ”.

ЛФЗ успешно функционирует и по сей день, продолжая идти в ногу с прогрессом и внедряя инновационные технологии при производстве своей продукции. За последние годы появилось множество новых образцов изделий, и на данный момент количество наименований в ассортименте завода превышает четыре тысячи. Предприятие производит уникальные, полностью авторские художественные произведения класса “люкс” под брендом “Императорский фарфор”, изготавливает на заказ сервизы для мероприятий самых высоких классов и является официальным поставщиком Московского Кремля.